UX веб-формы — своеобразный способ общения с пользователями. Формы автоматизируют обработку данных, упрощают действия юзеров, помогая совершать покупки в интернет-магазинах, взаимодействовать с разными сервисами, сайтами компаний и осуществлять множество других полезных действий.
Создание формы — запуск интерфейса, в котором происходит диалог. Цель — убедиться, что форма задает правильные вопросы в нужное время, в нужном формате.
Должна ли форма умещаться на одном экране, даже если нужно создать несколько столбцов? Это зависит от случая и иногда лучше использовать все пространство на экране, но, зачастую, это плохая идея.
Формы, сделанные в несколько колонок, пользователи «сканируют» Z-шаблоном, то есть ведут взглядом сначала по одной колонке, а потом перескакивают вверх другой. Если форма в одной колонке, то путь взаимодействия и заполнения линейный, упорядоченный, строго сверху вниз. Подобная форма снижает риск пропуска обязательных и полезных полей.
Знакомьтесь с пользователем последовательно. Сначала узнайте имя, а затем уже спрашивайте адрес.
Скройте необязательные поля с помощью опций: пользователь ставит галочку, определяя нужные опции и появляются дополнительные поля для заполнения. Сгруппируйте все необязательные поля в отдельном блоке «Дополнительная информация», расположите его в конце формы. Незначительная информация не будет отвлекать от заполнения обязательных полей и формы в целом.
Удалите ненужные поля, которые не несут никакого смысла для пользователя.
Объедините несколько полей ввода в одно. Например, поле для ввода даты может быть единственным для числа, месяца и года, со встроенным календарем.
«Счетчик» шагов формы упрощает навигацию и показывает пользователю, на каком он этапе. Огромные формы приводят к когнитивной перегрузке пользователей, демотивируя их. Упростите форму, используя вкладки, раскрываемые блоки и отдельные шаги на разных страницах.
Группируйте поля, чтобы процесс завершения выполнялся смысловыми частями. Создайте разные группы с личной информацией, деталями оплаты и особенностями доставки.
Поместите названия слева от полей — в случае с большими формами, и сверху — для небольших форм.
Создавайте короткие и емкие названия. Разместите подробную информацию ниже или рядом с полем ввода. Сокращайте количество слов, чтобы пользователю не приходилось искать суть. Юзеры, как правило, не читают большие тексты, они быстро «сканируют» названия полей, и только в случае возникновения вопросов, обращаются к детальной информации.
Для названий используйте существительные, описывающие суть поля, например: «Имя». Избегайте глаголов, например «Введите имя». Лишний информационный и визуальный шум ухудшают восприятие. Есть исключения в таких полях, как «Повторите пароль», «Повторите почту» — названия, в которых трудно передать смысл, не используя глагол.
Не игнорируйте строчные буквы, иначе форма будет выглядеть непрофессиональной и сложной для восприятия.
Допустимо использовать плейсхолдеры вместо заголовков — решение для небольших форм, таких как вход в систему и обратный звонок. Это очевидные формы, исключающие возможность ошибиться или перепутать поля. Плейсхолдеры плохо работают для форм с большим количеством полей и данных.
Когда юзеры заполняют множество полей, они не запоминают, какое поле для каких данных они использовали. Приходится гадать или перепроверять, удаляя введенные ранее данные, чтобы увидеть плейсхолдер поля.
Одно из решений — «плавающие» или смещающиеся заголовки полей. Когда поле не заполнено, они выглядят как плейсхолдеры, но при фокусе они становятся заголовками, плавно смещаясь анимацией поверх поля.
В работе с формами можно использовать, как заголовки полей, так и плейсхолдеры. Однако, у каждого элемента своя задача. Например, заголовки полей запрашивают данные, то есть говорят что нужно ввести в поле. Плейсхолдеры подсказывают, как это нужно сделать, дают примеры и подсказки по заполнению.
Разделите кнопки по принципу важности действия: целевое и вторичное. Кнопки должны быть разными, чтобы было интуитивно понятно, что важнее. Кнопку возврата разместите слева от основного действия, такого как подтверждение или отправка формы.
Кнопка подтверждения должна находиться прямо под последним полем ввода. Она как продолжение и завершение формы.
Будьте конкретны с текстом кнопки. Не используйте общих фраз, таких как «Отправить» или «Готово». Расскажите юзерам, что они делают, нажимая эту кнопку. Сообщайте им, что их ждет после заполнения формы. Это укрепляет доверие и делает форму более профессиональной.
Заполняйте часть полей за пользователя, используя имеющуюся информацию, данные из социальной сети, например. Это сократит время заполнения, и облегчит взаимодействие.
Подстановка значений — растущая тенденция машинного обучения. Современный интерфейс помогает заполнить формы с учетом предыдущего опыта. К примеру, налоговая форма может быть рассчитана автоматически, принимая данные из разных источников, таких как финансовый счет или история транзакций.
Определите место для вывода информации об ошибках:
Взаимодействие должно происходить моментально по мере работы пользователя с формой. Добавьте состояние полей при: наведении, клике и наборе текста.
Дайте пользователям возможность внесения правок, чтобы откатить изменения или сбросить форму.
Сделайте поля с выпадающими списками, например для выбора страны или города.
Для настольных форм убедитесь, что у есть автофокус на первом поле ввода. Попробуйте перемещаться между элементами с помощью клавиши Tab.
В мобильном приложении полезно сопоставлять тип клавиатуры с типом данных, которые вы собираетесь вводить.
Сохраняйте данные формы в кэше браузера, чтобы пользователю не пришлось снова заполнять форму, в случае перезагрузки страницы.
Эта статья является переводом: How To Improve UX of Web Forms